|
Последняя Золотая Орда или наследники монголов.Последнее ханство на Земле - это Россия. То, что случилось между Золотой Ордой и московией и борьба Новой Англии (США) за независимость имеют нечто общее. И совсем не похоже на то, что произошло, например, между нами и прибалтийскими странами после развала СССР. Если в первых двух случаях процесс был больше похож на деление одной клетки на две, то в последнем случае произошло освобождение морали, системы ценностей, способа организации общественных отношений и так далее одной культуры от другой. Татаро-монгольское иго, как его принято у нас называть (хотя татары здесь совершенно ни причем, они были такой же жертвой агрессии монголов), было не просто игом одной нации над другой. Это было игом Системы. Системы организации власти. Кочевники, к тому же «подрабатывающие» ещё и разбоем, особенности их жизни в условиях недостатка ресурсов породили культуру, в которой строительство властной пирамиды шло не через материальный интерес, не через отношения собственности, а через личную преданность. Вообще культивирование личной собачьей преданности характерно для многих общественных образований, живущих грабежом. Само такое общественное образование строится как семья, где лидер является как бы отцом всех, то есть любовь и подчинение лидеру ассоциируется с имеющей природные корни сыновней любовью и покорностью. Монголы долгое время жили грабежом Китая и создали культуру, в которой отдельная человеческая жизнь, не говоря уже о личных интересах, ничего не стоила. В армии Чингиз-Хана минимальной единицей считался десяток воинов. Если с поля боя бежал один из десятка, казнили весь десяток. Монгольская культура несла в себе заряд тоталитарной морали огромной силы. Тоталитарной морали, построенной на абсолютном превосходстве общественных интересов над личными интересами. Для оседлого земледельца, очень важно сохранить свою землю от посягательства чужаков. Очень важно, чтобы рядом был такой же землесобственник, заинтересованный в том же. Чтобы он любил свою землю, свою собственность. Отсюда замкнутость большинства земледельческих общин и ценз оседлости в государствах ими образованных, а в дальнейшем национализм в той или иной степени. Для кочевника, да еще к тому же совершающего грабительские набеги, важно сохранить систему власти, монолитность, целостность организма - Орды. Национальность вассалов не имеет значения, а в иных случаях инородцы, люди «без рода и племени» даже предпочтительнее. Они будут злее и беспощаднее. Окружённые враждебной чужой средой они будут преданнее господину. Захватив очередную территорию, монголы не ставили целью ассимилировать население, заселить её своими потомками, то есть превратить данную территорию в свою вторую родину. Даже свою религию и культуру не насаждали. Наверное, нельзя говорить и о расовой дискриминации у монголов. Инородец мог продвигаться по «служебной лестнице» наравне со всеми. Единственное, что требовалось - это преданность, готовность умереть за хана. Населению захваченной территории (а вернее представителям местной элиты) предлагалось принять новую идеологию построения властной пирамиды, которая у монголов оказалась самой «крутой». Если эта идеология и новая мораль, лежащая в её основе, находила последователей, то новая территория становилась частью империи, сохраняя свою знать, обычаи и религию. Недаром трёхсотлетнее иго называют у нас татаро-монгольским. Татары, заплатив страшную цену, всё-таки стали частью империи, приняв тоталитарную мораль монголов. И к нам они пришли уже вместе со многими другими племенами, так же принявшими мораль монголов. Если Древняя Русь стала частью монгольской империи, значит, и знать Древней Руси приняла эту мораль. В любом общественном образовании, даже самом примитивном, борются два начала: индивидуализм и коллективизм, являющиеся основой для построения двух разных тоталитарных моралей. На разных территориях, в зависимости от условий обитания, господствующей оказывается одна из них. Например, гунны - такие же кочевники с главенствующей ролью коллективистской морали, придя в Европу, попали в новые условия. Их потомки, став оседлыми земледельцами, отошли от строгой ориентации на коллективизм. Выражение «вассал моего вассала не мой вассал», свойственное для Европы, означает на самом деле признание права вассалов на собственность, на которую господин обязуется не посягать, то есть строительство властной пирамиды идёт уже на основе отношений собственности, личной выгоде вассала служить своему господину, а значит, признаётся допустимым существование личных интересов с соответствующими правами. В голодной степи или на территории с суровым климатом, когда на грани выживания находится всё общественное образование, роль коллективистских ценностей оказывается главенствующей. Однако с развитием навыков выживания общая угроза отступает. Индивидуалистические настроения усиливаются и приходят в противоречие с коллективистскими. В обществе появляется внутреннее напряжение. Именно в такие переломные моменты (которые могут растягиваться на века) внешний враг с «крепкой» коллективистской тоталитарной моралью имеет самые большие шансы на успех. Расширение монгольской империи как раз и произошло по территориям с таким переходным периодом. Возможно, этим объясняется успех монгольских завоеваний. Новые территории после кровопролитного, но не долгого по времени, сопротивления становились частью империи, а население - частью монгольской Орды. Территории, где пирамида власти начала строиться на отношениях собственности, оказались монголам не по зубам. Тоталитарная мораль, подобно вирусу, легко распространяется от организма к организму одного вида, но не может поразить другой, пусть даже очень близкий вид организма. Древняя Русь, пережившая экспансию варягов (тоже, кстати, разбойники, носители коллективистской тоталитарной морали), как раз и была в таком переходном состоянии. Часть знати, ведущая свою родословную от варягов и не желавшая по тем или иным причинам перейти на построение власти на отношениях собственности, стала основой для проникновения монголов. 250 лет монгольского ига (с 1243 года по 1480 год) не могли пройти для Руси бесследно. Процесс сбора дани сопровождался не только смешением крови, но и формированием новой элиты. Право на власть русская знать ездила получать в Орду. Сейчас трудно говорить, какими соображениями руководствовались в Орде, решая, кому давать, а кому не давать власть. Но, исходя из здравого смысла, можно предположить, что власть давалась тем, кто, с точки зрения властителей Орды, мог обеспечить наибольшее поступление дани, а это, опять же с их точки зрения, мог быть тот, кто в большей степени принимал принципы построения монгольской системы власти. 250 лет, пятнадцать поколений - это большой срок. Этого срока вполне достаточно, чтобы выработать определённые стереотипы поведения не только элиты, но и всего населения. Простые люди были лишены возможности полноценного удовлетворения личных интересов. Строительство личного благополучия было бессмысленно (всё равно всё отнимут). Но человеку необходимо самовыражение, какие-то жизненные цели, оправдание своего существования. Не тогда ли у нас сформировался культ мученичества, самопожертвования. Народными любимцами становятся юродивые - люди, живущие подобно птицам, с минимальными жизненными потребностями. Труд перестал быть основой смысла жизни. Выживание в экстремальных условиях усилило коллективистские чувства крестьянина, выросла роль общины. Сформировалось восприятие мира, в котором человек ощущал себя винтиком с функциями от и до и находил в этом свою прелесть. Экономика Орды в условиях отсутствия мотивации к труду оказалась не эффективной. Монгольская Орда развалилась. Именно развалилась. Мы откололись от Орды, а не освободились от ига. Элита, стоявшая у власти при монголах, осталась и после них вместе с самой системой власти и монгольской тоталитарной моралью. Только роль хана стал выполнять царь. Не странно ли, что после распада все части Золотой Орды - Астраханское, Казанское, Крымское, Сибирское и ряд других осколков - по-прежнему оставались ханствами. И только самое западное ни с того, ни с сего стало чем-то другим. Вдобавок ко всему спустя некоторое время эта западная часть собрала практически все земли бывшей Орды. Как сравнительно легко произошло покорение Казанского ханства! Никакой заметной народной партизанской войны. Татарская элита влилась в элиту российскую. Казанская компания - не экспансия, а скорее собирание земель Империи. Сравните, например, как европейцы покоряли Америку и как строились их отношения с индейцами. По сравнению с этим наши отношения с татарами были просто братскими. И это, не смотря на разность вероисповедания. Процесс расширения, а в дальнейшем удержания, огромных территорий является одним из источников мотивации для поддержания тоталитарной морали монгольского типа, а значит условием сохранения власти наследников великих монголов. Наследники великих монголов оказались довольно живучими. Прошли века, а они умудрились приспособиться к прогрессу, внедриться во все слои общества, удержаться на всех поворотах истории, пережив все революции и сохранив власть. Почему в России так остро стоит еврейский вопрос? Что не нравится в евреях и кому не нравится? Наверно национальность здесь не играет главной роли. Один из ярких борцов с «этим злом» даже уточняет: надо бороться с жидами. Причём в жиды могут быть записаны даже те, кто не имеет соответствующей национальности. Если разобраться, что же именно не нравится в жидах, что олицетворяет этот термин, то окажется, что это индивидуализм. Причём не просто индивидуализм, а «мировой» индивидуализм, «разрушающий» российское общество. Но если обозначен противник, то кто же его антипод? Кто те, кто рвётся бороться с жидами? Ответ «истинные патриоты» не годится. Антиподом идеологии должна быть идеология. Антиподом должна быть другая крайность. Логичным противником воинствующего индивидуализма может быть воинствующий коллективизм. Антагонизм коллективизма и индивидуализма свойственен для всех государств, но фатальным он стал для России. Наследники монголов не могут признать право человека на какую-либо форму индивидуализма. Для них это крах. Крах системы их власти - и светской и духовной. Борцы с индивидуализмом выискивают в своих противниках, особенно из числа элиты, соответствующие национальные черты. Интересно, а пытался ли кто-нибудь поискать среди властной элиты монгольские черты. Это, конечно, шутка. А если серьезно, россиянам надо прекратить участвовать в войне этих двух тоталитарных идеологий. Нет никакого особого «российского пути», как нет и так называемого «европейского пути». Есть общечеловеческий путь - путь терпимости, мирного сосуществования индивидуализма и коллективизма - двух неотъемлемых равнозначных сторон человеческой жизни. Пути, по которому идет весь цивилизованный мир. Путь, который был обозначен еще Христом. России пора освободиться от наследия монгольского ига, но не впасть при этом в другую крайность. ©Мессия 2000E-mail: messiah-2000@narod.ru Мы рады будем прочитать Ваши отзывы на статью. Их можно оставить в гостевой книге.
Форум
|